ВелоМаг 61
8-928-190-61-62 г. Ростов-на-Дону
Интернет магазин велосипедов и спорттоваров
 x 

Корзина пуста

Предлагаем вашему вниманию словарь велосипедных терминов, знание которых позволит ориентироваться в мире велосипедов.

А

Алюминий основной компонент сплава металлов, применяемого для изготовления велосипедных рам. В обиходе такая рама называется алюминиевой.

Амортизатор устройство для поглощения и гашения колебаний. Сама пружина не является амортизатором, потому что пружина не гасит колебания, а только воспринимает их и отрабатывает обратно. Назначение амортизатора - погасить обратный ход пружины. В велосипеде применяются передний амортизатор (в передней вилке) и задний амортизатор (в задней части рамы). Иногда в отношении амортизатора употребляют термин <подвеска>, хотя подвеска - более сложное устройство, включающее в себя амортизатор с пружиной.

Амортизационная вилка передняя вилка со встроенным механизмом амортизации. Механизм амортизации принимает на себя и смягчает удары, которые приходятся на колеса во время езды, и таким образом на раму передается намного меньше тряски и ударов.

Б

Багажник металлическая конструкция над колесом, позволяющая разместить на себе груз. Самый распространенный вид багажника - над задним колесом, но можно устроить багажник и над передним колесом.

База велосипеда Расстояние между осями переднего и заднего колес велосипеда. Байк жаргонное название горного велосипеда.

Баттинг Применение труб с переменной геометрией (диаметром и толщиной стенки), которое позволяет снизить вес рамы велосипеда и, одновременно, увеличить ее прочность. Батированные трубы имеют минимальную толщину стенки в средней части и максимальную в узлах. Таким образом, более толстые стенки в узлах повышают прочность, а более тонкие в средней части экономят вес и лучше амортизируют неровности дороги. Баттинг - дорогая технология, поэтому используется на велосипедах достаточно высокого уровня.

Башинги В пер. с англ. дословно - "направляющие". 1. Кольца, цилиндрики, которыми обкладываются штаны вилки с внутренней стороны, по которым непосредственно скользят ноги. 2. Алюминиевые втулочки в креплении заднего амортизатора. Безрезьбовая рулевая колонка Более легкая, прочная и простая в регулировке рулевая колонка, чем традиционная резьбовая. Разработана компанией DiaCompe около 10 лет назад.

Бескамерная покрышка Покрышка, которая не требует камеры. Устанавливается на специальные бескамерные обода или на обычные обода с применением специальной ободной ленты. Отличается от обычной камерной покрышки меньшим весом и сопротивлением качению. Кроме того, она лучше противостоит проколам. Из-за высокой цены применяется пока только на велосипедах высокого уровня.

Боббинг Эффект раскачки задней подвески полно-подвесочного велосипеда, который особенно сильно проявляется при силовом педалировании, например в гору.

Брызговик резиновый или пластмассовый лоскут, который прикрепляют к переднему крылу для лучшей защиты велосипеда от грязи. В отличие от автомобильных, велосипедные щитки почти все самодельные.

В

Велокомпьютер Электронное устройство, позволяющее считывать во время езды такие показания, как текущая скорость, пройденный километраж, время, максимальная скорость и др. Бывают проводные и беспроводные компьютеры, прогулочные, тренировочные, туристические, в т.ч. с функциями измерения пульса (пульсометр) и частоты педалирования (каденс). Принцип действия: датчик на вилке считает обороты колеса от магнита, прикрепленного на спице, и передает их в виде полезной информации на дисплей, который устанавливается на руле.

Велотуфли Обувь для езды с контактными педалями. На подошвах велотуфлей находятся устройства-крепления, позволяющие фиксировать туфли на педалях. Внешне туфли могут выглядеть похожими как на бутсы, так и на обычные кроссовки.

Ви-брейк Велосипедный ободной тормоз, который активизируется стальным тросиком. Тросик напрямую сжимает рычаги тормоза, что дает максимальную мощность торможения. Впервые появился в 1990 году. Отличается высокой эффективностью, простотой и надежностью. Пришел на смену кантилеверным тормозам.

Вилка Один из основных элементов конструкции велосипеда, предназначенный для крепления к раме переднего колеса и выноса руля и обеспечивающий управление велосипедом. Может снабжаться амортизатором для повышения комфорта при езде по пересеченной местности.

Втулка Часть колеса велосипеда, обеспечивающий его (колеса) вращение. На задней втулке крепится кассета для обеспечения привода колеса от системы посредством цепи. Крепится на передней и задней вилке велосипеда при помощи эксцентриковых стяжек.

Выжимка Инструмент для разъединения и соединения звеньев цепи. Без этого инструмента разомкнуть цепь можно, а вот сомкнуть (вставить на место выдвинутый пин) - почти невозможно. Вынос Он же вынос руля. Муфта для крепления руля к штоку вилки над рулевым стаканом. Различаются по методу изготовления (сварной, литой, фрезерованный), геометрии и количеству крепёжных болтов.

Г

Геометрия рамы Размерности рамы и велосипеда в целом. Влияют на управление на большой/малой скорости, выдергивание и т.д. Стандартные характеристики - длина подседельной трубы, база, длина перьев, длина верхней трубы, угол наклона рулевого стакана, угол наклона подседельной трубы, провис каретки.

Геркон Сокращение от "герметичный контакт". В велосипеде используется в качестве датчика для велокомпьютера. Контакт замыкается в магнитном поле (например, если поднести магнит).

Гибридный велосипед Комфортный шоссейный велосипед, предназначенный для скоростных поездок, в основном по хорошим дорогам. Прямой руль, компактная рама, возможность поставить универсальные покрышки (как у горного велосипеда) дают комфорт, а большие колеса и передаточные соотношения (как к шоссейного велосипеда) - большие скорости на шоссе.

Гидролиния связующая часть между тормозной ручкой и каллипером(тормозная машинка), педставляет собой пластиковую трубку (различного сечения, с разным количеством слоёв, и армированием)-в зависимости от назначения и производителя, в которой находится тормозная жидкость служащая для передачи тормозного усилия от ручки каллиперу.

Гироротор Специальное устройство тормозов на велосипедах ВМХ, которое дает возможность вращать руль на 360 градусов во время выполнения трюков.

Головная стойка Самая короткая труба рамы. Соединяет верхнюю и нижнюю косую трубу рамы. В головной стойке крепится передняя вилка. У очень маленьких рам головная стойка практически отсутствует (во всяком случае, трудно идентифицируема).

Горилла арка перекинутая через колесо от одной штанины к другой на вилке, для придания б0льшей жёсткости и более равномерного распределения нагрузок. Для большей эффективности Ви-Брейков нередко ставят дополнительную гориллу - Бустер

Горный велосипед Велосипед, предназначенный для катания по пересеченной местности (не обязательно для езды по горам).

Городской велосипед Велосипед, предназначенный для использования в городе. Как правило, оборудуется крыльями, багажником, подножкой, и фонарями. Разновидность Комфортного велосипеда.

Грипсы Ручки из мягкого материала, устанавливаемые на руль, для более комфортной езды. Грипшифт манетка, где переключение передач осуществляется путём вращения ручки вокруг оси руля. обычно идёт как продолжение Грипсы

Д

Датчик Деталь из комплекта велокомпьютера. Датчик крепится на пере передней вилки и принимает сигнал от магнита, вращающегося на спице.

Двойной баттинг Технология обработки велосипедных труб, при которой каждая труба подвергается батированию дважды. В результате получается труба с более толстыми стенками по краям и более тонкими в средней части трубы. Обычно, такие трубы являются более прочными и, одновременно, более легкими, чем трубы с стенкой постоянной толщины.

Двойной обод Обод, имеющий в своем сечении двойную стенку. Имеет более высокую прочность по сравнению с одинарным.

Двухподвес Велосипед с передним (амортизационная вилка) и задним амортизаторами. Демпфер Элемент амортизатора, служащий для изменения (увеличения или уменьшения) скорости колебаний подвески. В велосипедных амортизаторах в качестве демпфера применяют эластомеры, а также масляные или воздушные картриджи.

Дерт Дисциплина ВМХ. Представляет собой преодоление трассы с насыпными грунтовыми холмами, трамплинами, контруклонами и другими препятствиями.

Дисковый тормоз Велосипедный тормоз, имеющий тот же принцип действия, что и дисковый тормоз автомобиля. Тормозной диск крепится на специальный фланец втулки колеса. Сам тормоз (Caliper) с двумя тормозными колодками (Brake pads) устанавливается на переднюю вилку или заднюю стойку рамы так, что диск вращается между колодками. Тормоз приводится в действие стальным тросиком (механический дисковый тормоз) или посредством масла в гидролинии (гидравлический дисковый тормоз).

Дропауты выступающая часть вилки/рамы, в которую вставляется переднее/заднее колесо. Бывают горизонтальными, что позволяет сдвигать колесо, лучше натягивать цепь на велосипедах с одной скоростью, а также изменять геометрию байка

З

Зазор Абстрактное понятие механики. Зазор означает такое свободное пространство между двумя деталями, при котором они еще не соприкасаются. Как только поверхности деталей соприкасаются, говорят о натяге.

Замок велосипедный Мощный трос с замком, позволяющий закрепить велосипед на каком-либо стояке для того, чтобы, оставив его на улице, повысить шансы застать машину, вернувшись, на том же месте. А если проще: примитивное противоугонное устройство.

Замок цепи Особое звено цепи, позволяющее без специальных инструментов размыкать и замыкать цепь.

Защита цепи Деталь, устанавливаемая на раму для защиты цепи от попадания в нее посторонних предметов (каковыми обычно оказываются вовсе не посторонние брюки велосипедиста).

Защитная гильза Деталь, обеспечивающая защиту узла от попадания в него при нормальных условиях работы пыли, грязи и воды.

Звездочка Зубчатое колесо цепного привода.

Золотник Деталь вентиля камеры. Назначение золотника v запирать воздух в камере.

Зонтик колеса Угол между плоскостью колеса и спицей.

И

Инструмент набор велосипедных инструментов включает в себя ключи обычные и специальные, отвертки, съемники, монтажки, выжимку и т. д.

Интегрированная рулевая колонка Тип рулевой колонки велосипеда увеличенного диаметра, в которой применяются закрытые промышленные шарикоподшипники вместо насыпных. Как правило, подшипники интегрированной колонки устанавливаются непосредственно в рулевую трубу рамы без промежуточных чашек.

К

Каденс частота вращения педалей. Измеряется числом оборотов в минуту.

Калипер Часть дискового тормоза, которая крепится за уши к раме/вилке, и при нажатии на тормозную ручку, прижимает тормозные колодки к ротору.

Камера кольцевая резиновая трубка, являющаяся основным амортизационным элементом для колеса. Устанавливается на колесо под покрышку. Воздух в камере удерживается с помощью вентиля.

Карбон углепластиковый материал, применяемый для изготовления рам.

Каретка узел, помещающийся в кареточной трубе. Каретка состоит из вала (оси) каретки, подшипников и двух шатунов..

Кареточная труба самая нижняя и самая короткая труба рамы, в которой помещается кареточный узел.

Картридж Тип конструкции каретки или рулевой колонки. Каретка-картридж состоит и неразборной герметичной капсулы с запрессовынными в нее закрытыми подшипниками и осью. Картриджная рулевая колонка состоит из закрытых промышленных подшипников, впрессованных в конусные чашки.

Кассета неразборный узел задних ведомых звездочек.

Катафот светоотражатель. Пластиковая деталь, предназначенная для отражения попадающего на нее света.

Кевлар искусственное волокно, применяемое при изготовлении покрышек.

Кластер Кассета из скрепленных вместе звездочек.

Клещевой (бесконсольный) тормоз состоит из двух скоб, подвешиваемых на винте, который закрепляется в коронке передней вилки над передним колесом и в перемычке между перьями задней вилки над задним колесом. Клещевые тормоза бывают с центральной тягой и боковой тягой. В клещевом тормозе с боковой тягой тормозной трос соединяет две несимметричные скобы по одну сторону колеса. Трос проходит через рычаг левой скобы (на который опирается рубашка троса) и закрепляется винтом в рычаге правой скобы. В клещевом тормозе с центральной тягой две симметричные скобы соединены промежуточным тросиком, который с помощью крючка балансира подвешен на тормозном тросе. Тяговое усилие осуществляется на центр промежуточного тросика, что помогает устранить перекос скоб.

Клин деталь крепления некоторого вида шатунов к валу каретки. Представляет из себя небольшой цилиндр с плоской лыской и резьбовой частью.

Клинчер очень узкая покрышка для колес спортивных велосипедов. Для клинчерной покрышки употребляется специальная узкая камера, и часто клинчером называют комплект покрышка-камера.

Ключ для конусов похож на рожковый ключ, но самые кончики его захватов отогнуты в перпендикулярной ключу плоскости.

Ключ для трещотки представляет собой плоскую рукоятку с двумя штырьками для отверстий в конусе трещотки. Ключ комбинированный (<семейник>) специфический велосипедный ключ, представляющий собой металлическую пластинку со множеством отверстий и углублений в середине и по периметру для различных гаек. Очень неудобный и быстро ломающийся ключ. Единственно важный элемент такого ключа - это полукруглый вырез с зацепом на его крае для круглых гаек с прорезями. Такие гайки (контргайки) встречаются в кареточном узле и на рулевой колонке.

Ключ накидной еще один вид ключа для шестигранных гаек. Отличается от рожкового тем, что головка имеет не открытый вырез, а сквозное шестигранное отверстие, должен надеваться на гайку сверху. Обеспечивает более плотный захват гайки.

Ключ ниппельный ключ для спицевых ниппелей. Может иметь различную форму, но основной элемент такого ключа - двугранная прорезь размером под ниппель.

Ключ рожковый самый распространенный вид ключа для шестигранных гаек. Плоская головка ключа имеет открытый вырез для гайки.

Ключ трубчатый еще один вид ключа для тех шестигранных гаек, которые утоплены в каком-либо узле и которые невозможно ухватить рожковым ключом. Головка трубчатого ключа представляет собой небольшой цилиндрик с продолбленным или отштампованным шестигранным углублением, может иметь различные способы крепления к рукоятке, с помощью которой и осуществляют вращение головки.

Ключ шестигранный ключ для винтов, которые имеют круглую головку с шестигранным углублением. Ключ представляет собой Г-образно изогнутый (иногда Z-образно изогнутый) шестигранный стержень.

Колодка тормозная неразборная колодка представляет собой брусочек твердой резины с металлическим штырем (для закрепления в тормозном рычаге), которая соприкасается с ободом и осуществляет торможение. Коломбус штангенциркуль с глубиномером.

Колонка рулевая рулевой стержень передней вилки в сборе с головной трубой и подшипниками.

Комфортный велосипед Велосипед, предназначенный для максимально комфортной, неторопливой езды по дорогам с различным покрытием.

Консоль тормозного рычага короткий металлический штырь, приваренный к перьям вилки (задней и передней), на который крепится тормозной рычаг.

Консольный тормоз вид ручного тормоза, у которого тормозной рычаг крепится на консоль рамы. Такой способ обеспечивает более жесткое торможение по сравнению с клещевым тормозом. Консольные тормоза бывают двух видов: кантеливерные и ви-брейк.

Контактная педаль педаль с встроенным механизмом фиксации велотуфли.

Контр уклон Наклонная плоскость/дорожка с поворотом в какую-либо сторону, для облегчения прохождения резких поворотов на большой скорости, с целью уменьшить закладывание велосипеда на бок относительно поверхности, так как Покрышки в таком положении уже плохо держат дорогу.

Контргайка гайка, навинчиваемая на ось сразу после конуса и служащая для закрепления конуса на оси. Контргайка может иметь различную форму в различных узлах. На осях колес - это обыкновенные шестигранные гайки. В кареточном узле - это плоская круглая гайка с несколькими двугранными вырезами по периметру гайки. На рулевой колонке это может быть круглая выпуклая гайка, нижний край которой имеет двугранные вырезы.

Конус подшипника деталь подшипника, навинчиваемая на ось. Имеет на внешней поверхности беговую дорожку для шариков..

Корд проволока, заделанная в края покрышки для придания ей жесткости.

Корона часть Амортизационной Вилки. В Корону Впрессовываются/крепятся Ноги и Шток. Также существуют Двухкоронные вилки: одна корона снизу рулевого стакана, другая - сверху. Две короны применяются для длинноходных вилок, рассчитанных на большие нагрузки.

Коронка передней вилки у некоторых велосипедов (типа отечественных <Турист>) - срединная поперечная часть вилки. В коронку впаиваются перья вилки с одной стороны, и с другой стороны - рулевой стержень.

Косая труба труба, соединяющая рулевую и кареточную трубы рамы.

Косынки (сленг) куски алюминия, специальной формы, наваренные на раму (или другой предмет) в места особо сильной нагрузки для увеличения прочности данного места.

Котелок (сленг) -лёгкий шлем без защиты челюсти.

Кривошип то же, что шатун.

Кросс-кантри вид соревнований для внедорожных велосипедов, гонка по сильно пересеченной местности. Дистанция кросс-кантри состоит из нескольких кругов длиной около километра и в целом составляет обычно 10 км.

Крыло пластмассовая или металлическая деталь над колесами, служащая для отражения грязи при движении.

Л

Люфт свободное хождение какой-нибудь детали, не предусмотренное конструкцией, обычно возникает при износе трущихся деталей, разбалтывании болтов/винтов и проч

М

Манетка Устройство управления переключателем скоростей. Бывают дискретного типа и не дискретного ) (сейчас уже не выпускаются, раньше стояли на Старт-Шоссе и проч.) Манетки дискретного типа делятся на рапидфайр(Shimano) и грипшифты.

Маунтин-байк Жаргонное название горного велосипеда.

Механический дисковый тормоз см. Дисковый тормоз

Мод (сленг) велосипед для триала, без лишностей, с очень низкой рамой и небольшими, но широкими 20" колёсами, цепкими тормозами.

Модуляция это свойство тормоза адекватно реагировать на нажитие тормозной ручки - чем сильнее жмёшь на ручку, тем сильнее тормозит, слабее жмёшь, слабее тормозит. Когда говорят, что у тормоза нет модуляции - значит он работает по принципу вкл/выкл, т.е. все, сложнее прыжков на переднем колесе на нем выполнять проблематично.

Монокок Велосипедная рама (обычно алюминиевая или углепластиковая), которая состоит из одной или нескольких цельных частей. Монококовая конструкция позволяет существенно снизить напряжения в узлах рамы и, одновременно, повысить ее прочность.

Монтажки лопаточки, предназначенные для шиномонтажа, чтобы снимать/одевать тугие покрышки и не изуродовать при этом ни покрышку, ни камеру, ни обод. Бордировочные лопаточки.

Мортер (сленг) сокращение от амортизатор.

Н

Навеска навесное оборудование (система переключения передач, т.п.)

Несимметричный обод Другое название OCR (Off Center Rim) - обод со смещенными отверстиями для спиц. Разработка Тома Ричи (Tom Ritchey). Сдвиг отверстий ближе к одной стороне обода делает расположение спиц (зонтик колеса) более симметричным, а заспицованный обод более прочным. Ниппель ниппелем называется специальная гайка, крепящая спицы к ободу. Бывает нескольких видов - стальной, алюминиевый и бронзовый. Применение нипелей, определяется их свойствами. 2. Ниппелем называется специальное устройство, интегрированное в камеру (см.камера), предназначенное для одностороннего прохождения воздуха из насоса в камеру.

О

Обод Внешняя часть колеса, являющаяся каркасом для покрышки. По своему размеру и параметрам, так же, как рама, подразделяется на различные виды. Для лучшего сочетания веса и прочности выполняется из алюминия и может иметь 1-2-3-слойную структуру. С втулкой соединяется спицами.

Одинарный обод Обод, имеющий в своем сечении одну стенку. Устанавливаются на велосипеды начального уровня: прогулочные, городские, детские.

Односкоростной велосипед Велосипед с одной передней и одной задней звездами, т.е. без системы передач.

Осевое биение Отклонение периметра обода или звезды от плоскости вращения. В механике используется термин "торцевое биение". Жаргонное название осевого биения v "восьмерка". Восьмерка особенно критична для велосипедов с ручными тормозами, поскольку кривой обод начинает задевать о тормозные колодки. Боковое биение на передних звездах приводит к плохому переключению цепи, особенно на крайних звездах, куда цепь или не переходит, или соскакивает.

Ось Центральная часть подшипникового узла с наружной резьбовой частью. На ось крепятся конуса подшипников с контргайками и соответствующий узел (втулка колеса, шатуны каретки). Сама ось опирается (через посредство шариков) на чашку подшипника. С помощью оси весь узел крепится на раме. Ось есть и в ролике переключателя. Там в качестве оси служит винт, с помощью которого ролик крепится в рамке переключателя, а втулкой являются короткие металлические трубочки.

Открытая ванна Тип конструкции амортизатора, когда пружина помещается в масло. Масло работает и как смазка, и как охлаждающий агент, и как демпфер. Разработка Marzocchi. Встречается в конструкциях Marzocchi, RockShox и других производителей.

Отскок настройка/характеристика амортизатора/амортизационной вилки. Влияет на скорость возвращения амортизатора в исходное положение, при прекращении сжимающих нагрузок. Когда отскок неисправен/отсутствует, то вилка/амортер "стреляет" что не есть хорошо, ибо энергия не гасится, и байк может выпрыгнуть, задрать перед или зад, раскачаться, что никак не ожидается в экстремальных ситуациях.

П

Параллакс Тип конструкции задней велосипедной втулки увеличенного диаметра с симметричным расположением опорных подшипников относительно ее центра. Такое расположение дает равномерное распределение нагрузки между обоими подшипниками. Применяется практически во всех горных группах Shimano начиная с 7-скоростных.

Параллельный сдвиг Запатентованная Shimano конструкция тормозов V-brake. Имеет параллелограммное соединение тормозных рычагов, благодаря которому тормозные колодки двигаются параллельно поверхности обода. В результате повышается эффективность торможения, а более равномерный износ существенно увеличивает ресурс колодок.

Пеги Специальные стальные или алюминиевые циллиндрические опорные подножки (стаканы), устанавливаемые на оси переднего и/или заднего колес велосипедов ВМХ. Используются в качестве опоры для ног в фигурном катании (flatland), для скольжения (sliding) по лестницам и перилам (freestyle) и других трюков.

Педаль педали бывают обыкновенными, контактными, или оборудованными туклипсами. -ось (ось вращения педали, неподвижна относительно шатуна)

Перевертыш (сленг) амортизационная вилка "перевёрнутой" конструкции, когда как бы штаны находятся сверху, вместе с коронами, а ноги торчат вниз.

Передаточное соотношение привода соотношение числа зубьев (или диаметра) передней звезды к числу зубьев (или диаметру) задней звезды в выбранной передаче. Например: 42/13 (180/55 мм) или 22/15 (150/63 мм).

Передаточное число привода частное от передаточного соотношения. Например: 42/13=~3,2 или 22/15= ~1, 5

Передача понятие, описывающее выбранную в данный момент комбинацию передней и задней звезд. Например: 1-6, или 3-2. Полный диапазон передач определяется произведением числа передних звезд на число задних звезд. Например: 1*5=5, или 3*7=21, или 2*5=10.

Переднеподвес велосипед с подвеской переднего колеса - амортизационной вилкой.

Переключатель устройство, перебрасывающее цепь с одной звездочки на другую для изменения передаточного числа привода (переключение передачи). Переключатели бывают передними - для передних звезд, и задними - для задних звезд.

Переспицовка полная переборка спиц колеса без разборки втулки.

Перья вилки параллельные (или почти параллельные) трубы, из которых состоит вилка (передняя или задняя), и в которые вставляются колеса.

Петух рамы Наконечник пера передней вилки, в который вставляется ось колеса. Металлическая деталь на одной стороне задней вилки, в которой крепится задний переключатель. Может быть выполнен отдельно или являться неотъемлемой частью рамы. На алюминиевых и титановых рамах петух как правило съемный, потому что при ударе переключателем есть вероятность его согнуть, или даже сломать. На стальных рамах петух делается несъемным, но этого бояться не надо. На такой раме его погнуть очень сложно.

Пин 1. Шип на педалях типа "топталки". 2. Небольшая деталь цилиндрической формы, соединяющая звенья цепи.

Пистон деталь, вставляемая в некоторые двойные обода для придания им дополнительной жесткости. Представляет из себя небольшую втулочку для спицевого ниппеля.

Пистонированный обод Обод, имеющий специальные втулки (пистоны) в отверстиях для спиц. Пистоны равномерно распределяют нагрузку со стороны ниппеля спицы вокруг отверстия обода, в результате чего материал обода испытывает меньшие локальные напряжения и обод дольше служит. Однако, пистонированный обод немного тяжелее, чем непистонированный.

Плашка зубчатая седла деталь крепления некоторых видов седла на подседельный штырь. Представляет собой небольшую металлическую пластинку с отштампованными насечками-углублениями.

Подвеска полное устройстово амортизации, включающее в себя пружину и демпфер.

Подседельная труба труба рамы, в которую вставляется подседельный штырь. Соединяет верхнюю и кареточную трубы рамы.

Подседельный штырь штырь, вставляемый в подседельную трубу рамы. Hа штыре закрепляется седло.

Подшипник узел , основное назначение которого - уменьшить трение вращающихся деталей друг о друга. Во втулках колес неподвижная ось опирается на шарики подшипника, а по шарикам вокруг оси вращаются втулки. В кареточном узле и в рулевой колонке наоборот: подвижная ось вращается по шарикам подшипника, а сам подшипник посредством шариков опирается на раму. Подшипники присутствуют также в трещотке (кассете), в роликах заднего переключателя, в некоторых манетках.

Подшипники качения в подшипниках качения между вращающейся и невращающейся деталями узла присутствуют шарики, которые уменьшают в нем трение.

Подшипники скольжения в подшипниках скольжения шариков нет, вращающуюся и невращающуюся детали разделяет только масляная прослойка, которая и уменьшает трение.

Покрышка наружная часть шины, защищающая камеру от внешних механических воздействий. Покрышка имеет различный рисунок-насечку, то есть, так называемый протектор.

Полуслик Универсальная покрышка с гладким рисунком протектора в центральной части и грунтозацепами по бокам, предназначенная для асфальтированных дорог, а также сухих укатанных грунтовых трасс.

Предварительная установка амортизатора Функция регулируемых амортизаторов. Позволяет настроить передний или задний амортизатор велосипеда на вес конкретного ездока для оптимальной работы амортизатора и максимально комфортной езды.

Привод механизм передачи усилия от ног велосипедиста к ведущему колесу велосипеда. Включает в себя педали, шатуны, каретку, цепь, переднюю (ие) и заднюю (ие) звезды.

Провал каретки Расстояние, на которое опущена ось каретки относительно линии, соединяющей оси переднего и заднего колес велосипеда.

Прорайдер профессиональный райдер. Человек для которого байкинг стал профессией, с помощью которой он зарабатывает деньги, славу и шишки

Протектор рубчатый рисунок на поверхности покрышки. Вид и характер рисунка определяет рабочие свойства покрышки и область ее применения.

Профилированная звезда звезда, зубья которой имеют различную форму как по толщине, так и по ширине. Это улучшает способность цепи переключаться со звезды на звезду. В отличие от профилированной звезды непрофилированная имеет все зубья одинаковые между собой по толщине и по ширине.

Пружинка ленточная деталь из комлпекта тормозной втулки.

Пружинка трещотки деталь из комплекта трещотки. Представляет собой маленькую стальную полоску, которая устанавливается внутри храпового механизма. Назначение пружинки - подпирать собачку и загонять ее в каждый уступ храпового механизма во время вращения трещотки.

Пыльник деталь, которая насаживается на ось втулки или каретки с целью закрыть щель вокруг подшипника и защитить его от пыли и грязи. В общем случае пыльник представляет из себя металлическое, пластмассовое или резиновое кольцо.

Р

Радиальное биение Изменение радиуса колеса при разных углах поворота.

Разборная колодка металлическая кюветка со штырем, в которую надо вставлять резиновый вкладыш.

Размер рамы Измеряется по длине подседельной трубы в дюймах или сантиметрах. Существуют две основные системы измерения размера рамы: 1. "центр-центр" (СС) - от центра каретки до центра пересечения верхней и подседельной труб и 2. "центр-топ" (СТ) - от центра каретки до верхнего края подседельной трубы. Разные производители велосипедов и рам применяют разные системы.

Рама "скелет" велосипеда, основная металлическая (или из других материалов) конструкция, на которую крепятся все остальные детали. Рама состоит из слитно спаянных труб и отдельно - передней вилки.

Рамка переключателя у заднего переключателя две пластины примерно одинаковой формы, между которыми расположены ролики. У переднего переключателя тоже две пластины примерно одинаковой формы, между которыми проходит цепь.

Ревошифт Система фиксированного переключения передач путем вращения цилиндрических ручек на руле. Разработка Shimano.

Резьба левая осуществляет завинчивание против часовой стрелки. В велосипеде на левую резьбу завинчен конус (крышка) трещотки и левая педаль в шатуне.

Ригид жесткий велосипед, велосипед без амортизаторов.

Рога металлические или пластиковые стержни, по форме напоминающие рога коровы. Hавинчиваются на концах прямых рулей. При длительной езде рога позволяют изменить посадку, то есть разгрузить одну группу мышц и нагрузить другую.

Рожковый ключ самый распространенный вид ключа для шестигранных гаек. Плоская головка ключа имеет открытый вырез для гайки.

Рокринг Защитный диск для защиты передних звезд от ударов о препятствия. Обычно изготавливается из алюминия, стали или специального пластика. Устанавливается вместо самой большой передней звезды на велосипедах для экстримальной езды (dert, downhill, jumping, trial и т.п.).

Ролики в заднем переключателе небольшие колесики, иногда зубчатые, иногда круглые, которые крепятся в рамке переключателя. Верхний ролик служит для перетаскивания цепи со звездочки на звездочку, а нижний ролик при этом поддерживает ее постоянное натяжение.

Роллерная втулка Тип задней втулки свободного хода, в которой сцепление осуществляется с помощью роликов. Отличается более плавным сцеплением, меньшим свободным ходом и бесшумной работой.

Роллерный тормоз Велосипедный барабанный тормоз закрытого типа с приводом от стального тросика. Конструктивно представляет собой барабан, внутри которого вращается другой - внутренний тормозной барабан. Торможение начинается когда ролики расходятся и начинают прижимать тормозные колодки внутреннего барабана к внешнему. Роллерные тормоза отличаются плавностью торможения, лучше, чем механические ободные тормоза, работают в сырую погоду. Устанавливаются на Комфортные велосипеды.

Ротор диск от дискового тормоза.

Рубашка (оболочка) тросика гибкая оплётка, устойчивая к продольному сжатию, через которую пропускают трос от тормоза или от переключателя. Обычно применяется для проводки троса от ручки/манетки к раме, от рамы до конечного устройства(тормоз или переключатель) и в местах изменения направления протяжки троса по раме.

Рукоятка (ручка) тормозная механизм, служащий для натяжения тормозного троса и располагающийся на руле.

Рулевая колонка см. колонка рулевая

Ручной тормоз может быть установлен на любые типы велосипеда, и обязательно - на многоскоростные. В системе ручного тормоза тормозные колодки воздействуют непосредственно на обод колеса (или на диск, жестко связанный с осью колеса). Колодки приводятся в действие через систему трос-рукоятка. Ручные тормоза можно разделить два типа - консольные и бесконсольные (клещевые).

Рычажковая манетка может располагаться на руле (у горных велосипедов) или на косой трубе (у шоссейных велосипедов). Основная деталь рычажковой манетки - рычажок, который велосипедист поворачивает вокруг небольшого барабана. Поворот рычага наматывает на барабан переключательный трос, и тем самым укорачивает его.

Рэпид-файр манетка манетка, в которой велосипедист большим и указательным пальцем воздействует на два рычажка, смонтированных в нижней части манетки. Рычажки имеют противоположный ход и приводят во вращение шестеренку, которая наматывает на себя переключательный трос, тем самым укорачивая его.

С

Сальник подшипника деталь, которая закрывает подшипник и не позволяет смазочному маслу выйти из него, а также защищает его от проникновения внешней грязи. Сальник может представлять из себя волокнистую прокладку, пропитанную маслом, или резиновую манжету.

Свеча полет в свече означает существенное опускание заднего колеса (больше 45 градусов) относительно переднего. Чаще всего используется для надежного приземления на заднее колесо. Также может быть особенностью гоночной техники байкера.

Синглспид велосипед с одной единственной передачей(скоростью, передаточным соотношением).

Синглтрек Катание по узким или труднопроходимым местам. Узкоколейка.

Система узел шатунов и ведущих звездочек.

Ситибайк Городской дорожный велосипед.

Складной велосипед Велосипед, у которого можно сложить нижнюю косую трубу рамы с помощью особого устройства, располагающегося на этой трубе. Верхней трубы у складного велосипеда обычно нет (а если есть, то, конечно, и ее можно сложить подобным же образом).

Скоростной спуск Стиль экстремального катания на велосипеде по пересеченной местности, включающий в себя спуск с горы на время. Соревнования по Downhill проводятся летом на горнолыжных трассах.

Скорость велосипеда то же, что и передача велосипеда.

Слик шоссейная покрышка, гладкий протектор которой имеет неглубокие дождевые насечки.

Сложить употребимо в основном к ободам и рамам. = сломать.

Смазка общее название различных видов масел, применяемых в узлах велосипеда для уменьшения трения. В самом первом приближении смазки делятся на на жидкие и густые.

Собачка трещотки маленькая металлическая деталь внутри храпового механизма трещотки. Имеет вид флажка и ничем не напоминает собачку. Служит для того, чтобы допускать вращение трещотки в одном направлении, и тормозить вращение в обратном.

Софттейл Разновидность двухподвесочного велосипеда, у которого задний амортизатор имеет малый ход (1-2 дюйма). Как правило, софттейл не имеет шарниров вращения в конструкции рамы, а ход заднего колеса достигается упругостью нижних перьев рамы.

Спица тонкий штырь, соединяющий втулку колеса с его ободом.

Стакан вертикальная труба в передней части рамы, в которую вставляется шток вилки

Сталь компонент сплава металлов для изготовления рамы.

Сток Велосипед для триала, более схожий с МТВ, чем мод. В основном отличие в большем диаметре колёс и более высокой рамой.

Стопье элемент велотриала, при котором велосипедист отрывает заднее колесо от земли и некоторое время балансирует на переднем колесе.

Стрит Стиль свободного катания на ВМХ в городе, в т.ч. в городских парках. Трасса обычно состоит из различных искусственных препятствий: бордюров, перил, лестниц, парапетов и т.п. Для скольжения (sliding) по ним велосипед ВМХ оборудуется прочными стальными пегами.

Ступица Современная конструкция задней втулки со встроенным кластером. Колесная ступица содержит 7-9 звездочек и правосторонний подшипник внутри кластера.

Суппер Механизм, обеспечивающий постоянство натяжения цепи для систем привода с перебрасыванием цепи по звездочкам. Является частью заднего переключателя.

Суппорт часть заднего переключателя, снабженная пружиной и держащая в себе трос. На одном конце суппорта закреплена рамка с роликами. Суппорт приводится в движение тросом и обеспечивает постоянство натяжения цепи при ее переключении по звездочкам.

Съемник особый вид инструмента, позволяющий снять трещотку (кассету) или шатуны. Для шатунов и трещотки служат разные съемники, отличающиеся по виду и устройству.

Сэг ход, на который прожимается вилка (или задний амортизатор) когда вы садитесь на велосипед. Для кросскантрийного байка сэг должен составлять 10-15% от хода подвески, для даунхильного байка -- 25-30%

Т

Термопластик Высокомодульный нейлон, используемый в производстве велосипедных рам. Подготовленная ткань из углеродных волокон пропитывается расплавленным нейлоном и эпоксидной смолой и закладывается в специальную форму. Затем нагревается и прессуется.

Титан Металл, применяемый для производства велосипедных рам. Отличается высокой удельной прочностью, практически не накапливает усталость и не корродирует. Высокая себестоимость производства труб из титановых сплавов обуславливает высокую цену титановых велосипедных рам.

Тормоза гидравлические У гидравлических тормозов вместо тросиков используются гидролинии. Самые мощные тормоза из существующих. Позволяют полностью заблокировать колесо при минимальных усилиях. Способны работать в любых погодных условиях. Такие тормоза идеально подходят для экстремальных дисциплин, когда нужна надежность и мощность торможения. Бывают ободные и дисковые. Дисковые тормоза получили огромное распространение в последние 2-3 года. Основное назначение - даунхил, фрирайд. Однако довольно часто встречаются на слаломных и кросс- кантрийных велосипедах.

Тормоза механические Это тормоза, у которых усилие от тормозной ручки передается на тормоз с помощью тросика. Кантеливерные- имели распространение на горных велосипедах первой эпохи, сейчас очень редки и встречаются только на дешевых велосипедах, которые горными-то можно назвать только по внешнему сходству - эффективность таких тормозов слабая. V-brake (векторные тормоза) - имеют самое широкое распространение и массу разновидностей... Самые легкие из существующих типов тормозов. Отличная эффективность при простой настройке и в хорошую погоду. Однако заметно хуже работают в мокрую погоду и грязь. Дисковые тормоза. Плюсами любых механических дисковых тормозов перед ободными являются: работоспособность в любых погодных условиях при такой же простоте в установке и регулировке. А так же некоторая способность ездить с поврежденным ободом.

Торсионная жесткость Устойчивость к боковым нагрузкам, к скручиванию.

Торцевание стачивание краёв трубы с целью выравнивания боковых сечений.

в идеале они должны быть строго перпендикулярны оси трубы и, соответственно, параллельны между собой. Обычно торцуют Рулевой Стакан, для более плотной и правильной запрессовки Рулевой Колонки

Трансмиссия Все детали и узлы велосипеда, отвечающие за передачу механической энергии во вращательное двежение ведущего (заднего) колеса. Трансмиссия состоит из каретки и кривошипно-шатунного механизма, цепи, звездочек кластера, а также переднего и заднего переключат

Трещетка Блок задних звездочек свободного хода с внутренней резьбой для крепления на втулку (под трещетку). Относительно старая система, применяемая на простых, недорогих велосипедах.

Триал Велосипедная дисциплина. Представляет собой преодоление естественных и искуственных препятствий на время. Касания ногами земли штрафуются. Балансирование на одном колесе, прыжки, другие приемы виртуозного владения велосипедом используются для преодоления препятствий.

Триггерная манетка манетка, где переключение передач осуществляется с помощью рычажков, за которые надо дёргать пальцами.

Тросик Металлический плетеный трос, с помощью которого приводятся в действие рычаги тормоза и переключатели цепи.

Туклипс Специальнные кронштейны на педалях велосипеда, служащие для жесткого крепления ног к педалям с помощью ремешков. Позволяют более эффективно педалировать не только в фазе "нажатия", но и в фазе "подтягивания" ноги вверх. В последние годы большинстве случаев туклипсы уступили место контактным педалям.

Туринг Туристический велосипед.

У

Успокоитель цепи как правило необходимое для агрессивной езды устройство. Ставится вместо переднего переключателя, и не дает цепи соскальзывать с передней звезды ( для использования устройства практически всегда необходимо оставить спереди одну звезду). Существует несколько вариантов подобных устройств - с рокрингами и без них, с роликами и с рамками.

Ф

Фара Деталь электрооборудования. Предназначена для излучения света и устанавливается так, чтобы светить вперед (обычно - на дорогу перед велосипедом).

Фланец Ободок втулки с дырочками для закрепления спиц.

Флиппер Специальная ободная лента из тонкой резины или прочного синтетического материала, предохраняющая камеру от возможных проколов концами спиц.

Флэтлэнд Дисциплина ВМХ. Разновидность фристайла. Применяются различные приемы фигурного катания на ровной площадке: вращения, балансирование на разных частях велосипеда, движения вперед и назад и т.п.

Фрикостер Специальный мехнизм втулки, позволяющий ехать назад не крутя педали.

Фрирайд Стиль экстремального катания на велосипеде по пересеченной местности, совмещающий в себе скоростные спуски и подъемы, экстремальные прыжки и прямые, технически сложные участки.

Фристайл Дисциплина ВМХ. Представляет собой фигурное катание на велосипеде с исполнением разнообразных трюков. Используются велосипеды с очень крепкой рамой и вилкой, которые дополнительно оборудуются пегами и ротором.

Фуллфейс Шлем, типа мотокроссового, который целиком защищает голову а так же челюсть. Почти на всех таких шлемах еще есть козырек - он защищает от грязи, пыли и солнца

Х

Хардтейл Велосипед, не имеющий заднего амортизатора.

Ход колеса Ход колеса велосипеда с амортизатором, т.е. расстояние, которое проходит колесо между фазами максимального сжатия и максимального расширения амортизатора. Обычно, измеряется в дюймах для заднего колеса и в миллиметрах для переднего.

Хомут Вид крепления. Простейший хомут представляет из себя кольцевую металлическую или пластмассовую полоску, концы которой стягиваются винтом с гайкой. Хомутиками крепятся велокомпьютер на руль, датчик на перо вилки. Зажим подседельного штыря тоже можно рассматривать как хомут.

Хроммолибден Cтальной сплав с добавлением хрома и молибдена для получения более высокой прочности. Используются для изготовления велосипедных рам, вилок и других частей, когда требуется максимальная прочность. Наиболее распространенный в ВМХ сплав - 4130. Из него делают рамы, вилки и другие компоненты.

Хромоль часто используемое сокращенное название материала применяющегося при производстве рам. Представляет из себя сталь с примесями хрома и молибдена (CroMo)

Ц

Центровка 1. Установка обода строго по центру относительно осевого и радиального центров втулки колеса. Выполняется при помощи регулировки натяжения спиц. 2. Регулировка положения тормозного механизма, при котором тормозные колодки располагаются на одинаковом расстоянии

Цепь Привод для передачи тягового усилия от передних звезд - задним (кассете).

Ш

Шатун Это рычаг. Связующее звено между кареткой и педалями. Шатуны подразделяются на 4х и 5ти лапки- Количество соединительных элементов с звездой / рокрингом. Они различаются так же по длине и стандарту крепления к каретке.

Шипы Стальные шипы на покрышке, предназначенной для зимней езды. В отличие от автомобильных покрышек, велосипедные довольно редко шипуют народные умельцы, в основном шипованные покрышки - фабричного производства.

Шифтер Механизм управления передним и/или задним переключателем, установленный на руле велосипеда. Другое название - манетки.

Шток обычно подразумевается часть Вилки, которая вставляется в Рулевой Стакан, и на которую крепится вынос (безрезьбовой случай). Также штоком есть в заднем амортизаторе.

Э

Эксцентрик "Быстрый" фиксатор колес велосипеда или подседельного штыря. В отличие от гаечного крепления позволяет быстро монтировать и демонтировать колеса, а также изменять высоту седла без использования инструментов.

Эластомер Пружина, сделанная из синтетической резины. Сжатый эластомер стремится вернуться в исходное положение без паразитных колебаний, поэтому не требует системы их подавления (демпфера).

Я

Якорь Распорка, вбиваемая сверху внутрь Штока Вилки, для притяжки Выноса плотнее к Рулевой, во избежание люфта, при установке вилки/выноса на велосипед. продаются вместе с заглушками(крышками) и болтом. Бывают с отверстием, рассчитаным для того, чтобы пропустить через шток гидролинию/трос от переднего тормоза, для б0льшего комфорта при исполнении некоторых трюков